Далее в селе Самро, которое находится на противоположной стороне озера Самро напротив косяковского храма Покрова Пресвятой Богородицы в Козьей Горе, располагается церковь Вознесения Господня. В летние праздники из Самро в Козью Гору отправлялся плавучий крестный ход. С конца 18 века деревня Самро относилась к Гдовскому уезду С.-Петербургской губернии, была вотчиной императорской семьи, одно время принадлежала императрице Марии Александровне, супруге императора Александра II. В 1737 г. был освящен деревянный храм во имя Воскресения Христова. Строили его на средства прихожан. Будучи деревянной, церковь была восстановлена после пожара в 1756 г. и простояла на в Самро два столетия. К концу 19 века небольшая деревянная церковь перестала удовлетворять потребностям многолюдного прихода и было решено воздвигнуть рядом с ней новый более вместительный каменный храм.
Разработку проекта каменной церкви на Песьем погосте произвел гражданский инженер Семен Иванович Андреев , который кроме занятий архитектурной практикой, являлся членом или руководителем ряда благотворительных обществ. Он был архитектором разнообразных по назначению построек, включая санаторий в Малой Вишере (Новгородская область).
Разработку проекта каменной церкви на Песьем погосте произвел гражданский инженер Семен Иванович Андреев , который кроме занятий архитектурной практикой, являлся членом или руководителем ряда благотворительных обществ. Он был архитектором разнообразных по назначению построек, включая санаторий в Малой Вишере (Новгородская область).
Церковь Вознесения Господня в Самро является одним из характерных примеров церквей, построенных им в Санкт-Петербургской губернии. Ее проект был разработан С.И. Андреевым в 1901 г., строительство окончено к 1909 г. В существующей литературе каменную церковь в Самро именуют во имя Вознесения Господня . Но в некоторых других источниках каменный храм в Самро называется, как и предшествующий ему деревянный храм – Воскресенской церковью , что более соответствует традиции преемственности посвящения при замене старой церкви на новую.
В 1965 г. в редакцию Всесоюзного радио поступило письмо от жителей села Самро Т.Н. Степановой и М.Ф. Федоровой. Они решили написать это письмо под впечатлением, как бережно сохраняются памятники старины в г. Суздале. В своем письме они описали, что происходит со старыми храмами в их деревне, в надежде, что там, в Москве, примут для их сохранности. Вот оно: “… Слушая по радио вашу передачу о том, что … счастливые люди ездят по разным городам и селам и смотрят красоту памятников старины [нам] очень понравилось суздальское прошлое… так бы и хотелось рядом побыть… Вы просите написать, у кого что сохранилось из прошлого… Это очень хорошо было бы, если бы некоторые люди ценили работу людей [прошлых времен], как всякая работа делалась вручную и не было электричества и как работал каменотес и подумал бы каждый, идя громить какое-либо здание. Вот, например, у нас в селе была деревянная церковь, построенная Петром I… ножовкой и топором, шестиугольная… Ну, что же, церковь переделали на клуб и во время войны она, якобы, сгорела… Площадь была красивая…, а теперь бурьян, хлам разный. Это посреди села… И еще… церковь поставлена… красивая, по последнему слову техники (каменная Вознесения Господня, авт), три иконостаса, отделка и позолота словно вчера нанесена… Очень жаль всего того, что там было и все выбросили, растащили. Иконы так красиво писаные на дорогом дереве, рублевым узором нанесена позолота, словно кружева… люди годами работали, а они разгромили вмиг. Приезжали из Ленинграда посмотреть и были очень поражены такому неряшливому отношению к церкви. Совхоз в церковь сыпет зерно «хранить», в 57 году они ключ от верующих отобрали, а в обл. исполком написали, что верующие сами отдали. Народ хочет, чтобы они хотя бы к тому что осталось по-человечески относились, не ломали. Пусть как память о наших отцах и дедах постоит… И там же площадь у церкви. Там липы вековые, ель, тополь и что же, подъезжают машины, землю размесили, соляркой залили и тракторами задевают за эти деревья. А они заветные, и у всех такое бездушное отношение, что хочется плакать”. Письмо закончилось просьбой помочь навести порядок, а также не передавать «по радио, кто писал и просил». Письмо было направлено в областные инстанции. В итоге и сейчас все остается по-прежнему. Может быть, обращение жителей деревни на радио сыграло свою роль, помогло дальнейшему сохранению храма. Даже сегодня каменная Воскресенская церковь производит сильное впечатление. Уцелели фрески с изображением четырех евангелистов, а также деревянный иконостас целый, но без икон. Несмотря на утраты храм в Самро до сих поражает своей красотой и частично сохранившимся внутренним убранством.
Комментарии (0)